В 2005 году на кафедре «Системы, устройства и методы геокосмической физики» (СУМГФ) (заведующий кафедрой Т.В. Кондранин) активно обсуждался вопрос о развитии в учебном процессе при изучении сложных междисциплинарных предметных сфер в области геокосмической физики новых образовательных технологий с использованием максимальных возможностей интерактивных web-технологий. Работу возглавили давние коллеги (с 1975 года) и товарищи В.А.Головко и Т.В.Кондранин. Их научные интересы сосредоточены в области теории переноса излучения, изучения радиационных процессов Земли, космических средств дистанционного зондирования. Кроме того, на кафедре СУМГФ тематика ряда курсов посвящена именно этим интереснейшим вопросам современного естествознания. Поэтому было принято решение начать с разработки интерактивного компьютерного практикума по изучению радиационного баланса Земли. Ответственным исполнителем проекта, стал В.А.Головко, который является известным специалистом в этой области. К работе были привлечены студенты и аспиранты кафедры С.Овчинников, Д.Рыжов, И.Романов и С.Маркочев (научный руководитель В.А.Головко), которые уже имели некоторый опыт практической работы в области интернет-технологий. Аспирант Сергей Овчинников был одним из создателей сервера кафедры СУМГФ geo.mipt.ru и первым его системным администратором. Студенты Дмитрий Рыжов и Сергей Маркочев внесли большой вклад в дело создания первой версии компьютерного практикума. Следует отметить, что во «всемирной паутине» активно функционирует достаточно много, в основном, англоязычных интернет-ресурсов (в том числе образовательных), посвященных истории и современному состоянию космических систем наблюдений и изучению различных аспектов глобальных климатических изменений. Примером успешного проекта в данной области является научно-информационный web-ресурс http://earthobservatory.nasa.gov. Значительно меньшее число образовательных ресурсов в сети посвящено интерактивным компьютерным практикумам и виртуальным лабораторным работам. В области методов космического мониторинга радиационных процессов Земли их практически вообще нет.
Размышляя над концепцией компьютерного практикума, авторы предлагаемого проекта, пришли к выводу, что для избранной предметной сферы, которая находится на стыке ряда наукоемких направлений современной науки и техники, для полноценного освоения которых требуется использование всего классического арсенала образовательного инструментария (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, рефераты и пр.), применение в учебном процессе новых современных интерактивных форм получения и закрепления знаний, послужит существенным «подспорьем» и студентам и преподавателям. Кроме того, не менее важной целью авторы проекта считали вовлечение в эту область знаний существенно более широкого круга как специалистов, так, в особенности, «неспециалистов»: студентов, продвинутых школьников и других лиц, интересующихся важнейшими геофизическими проблемами современности.
Поэтому ставилась задача поиска оптимального компромисса между предоставлением минимума необходимых теоретических знаний о современных методах исследования климатических изменений с помощью космических средств наблюдений и возможностью практического online-моделирования основных радиационных процессов и связанных с ними климатических изменений методами компьютерного практикума. В настоящее время переоформление и расширение функциональных возможностей компьютерного практикума позволило фактически получить уже полноценный научно-образовательный ресурс. Проект, будучи некоммерческим, развивается, в основном на инициативной основе при частичной поддержке Межвузовской комплексной работы «Инновационные технологии образования».

 

New_Year